История

Возникновение финифти в Вологодской области

С 12 века на Руси большое развитие получили эмали. Сначала известны были перегородчатые и выемчатые эмали, затем появилась техника по литью, рельефу, гравировке, знали мастера и технику «оконной» или витражной эмали. Самое первое упоминание о русской финифти, так называли эмаль вплоть до Х1Х века, встречается в Ипатьевской летописи, датированной 1175 г. Техника изготовления эмали была заимствована из Византии вместе с принятием христианства и развитием тесных экономических связей.

Эмали на Руси ценились наравне с золотом и серебром и сравнивались по своим качествам с драгоценными камнями и самоцветами. Эмаль стойка к действию света, воды и воздуха, колебаниям температуры и отличается богатством красочной палитры. Эмалевые краски не тускнеют с течением времени, сохраняют блеск и прозрачность. Эмаль представляет собой особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами металлов. Эмальерное дело требует высокого мастерства и знания сложной технологии.

Издавана эмалями на Руси украшали церковные предметы, дорогие серебряные и золотые ювелирные изделия, головные уборы, царские регалии, металлическую посуду, оружие, предметы быта.

Во время нашествия татаро-монгольского ига техника финифти на Руси была утрачена. Однако уже в 16 веке искусство эмали возродилось, а спустя 100 лет, наступило время ее расцвета. Мастера этого времени пользуются финифтью богатейшей расцветки и применяют все возможные техники наложения финифти на металл.

Крупный центр изготовления изделий с перегородчатыми эмалями сформировался в Великом Устюге. Излюбленной цветовой гаммой у мастеров севера были белые, светло-желтые, голубые, глубокие синие почти черные и зеленые цвета и оттенки. (Сохранилось довольно много предметов 17-18 веков в фондах Вологодского и Великоустюгского музеев-заповедников).

В середине 17 века в стране появляется новая техника финифти – живописная. Финифтяные изделия начали расписывать особыми огнестойкими красками. В России орнаментальная расписная финифть возникла почти одновременно в Москве и Сольвычегодске. В начале 18 века сформировались новые финифтяные центры – в Петербурге и Ростове Великом.

Ведущее положение в стране долгое время занимали сольвычегодские мастера. Живописные эмали Сольвычегодска, входившего в состав Вологодской губернии, в древних описях и документах получили название эмалей «усольского дела», так как город Сольвычегодск еще в начале 16 века назывался Усольском. Город был основан в устье реки Усолки, впадающей в Вычегду, отсюда и его название. Вместо дорогостоящих металлов серебра и золота мастера использовали медь, что значительно удешевило изделия и позволило расширить ассортимент. Такие предметы охотно раскупались людьми разных сословий.

История развития и исчезновения усольских эмалей

Усольские эмали отличались от живописных эмалей других центров тем, что фон эмалевых изделий, как правило, был белоснежным, а рисунок наносился особым приемом тонкой штриховки, напоминающей гравюру на дереве.

Изделия расписывали крупными цветами маков, тюльпанов, подсолнухов, другими невиданными фантастическими растениями. Цветы писали с прожилками, растительные побеги и стебли изображали в таком живом движении, что создавалось ощущение, будто цветы прямо на глазах у зрителя раскрывают свои нежные бутоны, разворачивают листья и лепестки.

Свободное пространство между листьями и цветами заполнялось цветными точками, напоминающими маленькие воздушные пузырьки. В растительных узорах сольвычегодских мастеров всегда доминируют цветы тюльпанов самых причудливых форм и расцветок. Такое обилие тюльпанов было связано с общей модой на этот цветок в декоративном искусстве 17 века. В травный орнамент вписывались птицы, животные, насекомые, и человеческие фигуры, разрабатывались сложные многофигурные композиции. Для обрамления отдельных эмалевых клейм мастера применяли сканые жгутики, которые не только выделяли сюжеты, но и придавали декоративный вид всему предмету.

Наиболее сложные сюжеты встречаются на чашах, поверхность которых давала большие возможности мастерам для творчества. На крутых боках чаш мастера располагали часто различные миниатюры. Рисунки заимствовали из западноевропейских гравюр, украинских лубочных картинок, использовали сюжеты из Библии. Любили изображать картинки с мифологическими персонажами: сиринами, грифонами, единорогами, а также сцены, которые имели поучительно – назидательный смысл.

На поверхностях предметов разворачивались многофигурные композиции на библейские темы, темы притч, легенд и преданий. Большое влияние на развитие усольских эмалей оказала местная иконопись, знаменитых строгановских мастерских. В надписях некоторых изделий прямо указывается, что «писал усолец иконописец». Надписи также сопровождали и различные сюжеты, в которых раскрывалось содержание росписи.

Усольская эмаль в свою очередь оказала сильное влияние на развитие эмальерного искусства других центров, в частности московского. Неслучайно многих мастеров неоднократно вызывали в Москву для поднятия «финифтяного дела».

Усольскими мастерами создано много разнообразных как по форме, так и по назначению предметов: шкатулок, ларчиков, ароматниц, туалетных коробочек, столовых приборов, канцелярских предметов и т. д. Цветовая гамма обычно состояла из сочетания синих, зеленых, сиреневых, желтых, красно-коричневых цветов и их оттенков.

Расцвет усольских эмалей в Сольвычегодске был непродолжителен. Уже в начале 18 века, когда город теряет свое экономическое значение, вызванное реформами Петра Первого и расширением географических границ страны, начинается угасание многих ремесел, в том числе и эмальерного. Начиная с 60-х годов 18 века, сначала на смену расписным эмалям приходят однотонные – белые, синие, зеленые. В финифтяные изделия мастера вплавляют рельефные серебряные накладки с фигурками людей, животных, птиц, растений, которые мерцают и светятся под тонкими прозрачными слоями эмали и создают декоративный эффект. Этот прием усольские мастера позаимствовали у украинских эмальеров, работавших в Сольвычегодске. В конце 18 века упоминание о производстве эмалевых предметов уже не встречается, хотя в Великом Устюге ещё некоторое время работают мастера, но эмалевые изделия назывались уже «устюжскими».

Возрождение эмальерного промысла в 20 в.

Возрождение древнего эмальерного промысла началось с конца 1960-х – начала 1970-х гг. ХХ века. В связи с политикой государства, направленной на возрождение местных художественных промыслов, в Великом Устюге на Кузинском заводе механических изделий Министерства оборонной промышленности был открыт цех сувенирных изделий и художественных промыслов, который просуществовал до 1985 года. В то время при оборонных заводах страны существовали цеха художественных промыслов. В цехе наладили производство эмалевых изделий (ювелирных украшений), но мастера на первых порах работали в традициях ростовской финифти и одновременно занимались изучением местных особенностей эмали по скани.

Когда же в Вологде были построены новые корпуса завода Опытных и художественных изделий было решено именно на этом предприятии восстановить древнюю технологию перегородчатых и живописных эмалей. Для этой цели была приглашена группа художников – эмальеров, работавших в Великом Устюге, совместно был разработан ассортимент изделий с перегородчатыми эмалями. Большую помощь в восстановлении эмальерного искусства оказали сотрудники Научно-исследовательского института художественной промышленности. С помощью него в 1980 году художница Горичева создала первые образцы изделий с горячими перегородчатыми эмалями.

В 1984 году мастера возродили технологию росписи по эмалям с многократным муфельным обжигом. Под руководством художника Попова, который возглавил эмальерный цех предприятия, работала замечательная плеяда молодых художников и мастеров, таких как: Светлана и Владимир Глунины, Владимир Шангин, Елена Данкевич, Алексей Щенников. Художники изучали музейные коллекции, работали в фондах музеев Москвы, Ленинграда, Вологды, Великого Устюга, Сольвычегодска.

В ассортименте предприятия появились небольшие декоративные тарелки, панно, браслеты, кольца, серьги, колье, флакончики для духов, сундучки, шкатулки, на которых вновь ожили и расцвели сказочно небывалые цветы с нежными полупрозрачными лепестками. Огромный вклад в развитие усольских эмалей внесли художники Николай и Ирина Ганичевы. Они некоторое время даже жили в Сольвычегодске, чтобы до тонкостей постичь дух этого древнего ремесла.

Работая в традиционном русле, художники много экспериментировали, создавали созвучные времени и эпохе предметы, расширяли технологии. Наряду с традиционными орнаментами перегородчатых эмалей и живописных «усольских» появились произведения с потёчными эмалями, в которых цветные эмали сплавляются друг с другом в причудливом рисунке, металлическая медная основа изделия начинает золотиться, мерцать и гореть сквозь тонкие эмалевые слои, оттеняя и придавая глубину и яркость самим эмалям.

Художники работали на небывалом творческом подъёме, создавая малыми сериями или единственными образцами небольшие шедевры: колье, перстни, кольца, кулоны, браслеты, гривны, броши, заколки и разнообразные сувениры. В 2000 году высокое мастерство художников эмальеров завода отмечалось на международной выставке в городе Грац (Австрия), а в 2002 году в Санкт-Петербурге на специализированной выставке-ярмарке.

Технологический процесс изготовления Вологодской финифти

В связи с экономическими реформами в стране и приватизацией предприятий, в том числе и художественно - промысловых, многие уникальные российские промыслы оказались на грани исчезновения. Не избежал печальной участи и завод Опытных и художественных изделий. После его реорганизации и прекращения производственной деятельности в 2003 г. специалисты и часть художников объединились и создали «Творческую мастерскую «Вологодская финифть», которая существует уже 18 лет.

Основным направлением вновь созданного предприятия является изготовление эмалевых икон и предметов культового назначения в северных традициях. С 2010 года на предприятии освоен выпуск ювелирных украшений и сувенирной продукции с эмалями, выполненных с соблюдением технологий и традиций древнего промысла.

На предприятии существенно расширен ассортимент продукции, вновь приняты работники в количестве 4 человек и ученики в количестве 3 человек, на сегодняшний день численность работников составляет 14 человек.

Творческая Мастерская «Вологодская финифть» регулярно принимает участие в ежегодной выставке-ярмарке «Ладья», «Жар-птица», проводимых Ассоциацией народно-художественных промыслов России. Художники предприятия принимают участие в выставке «Молодые дарования», в 2005 году предприятие заняло 3 место среди предприятий народно-художественных промыслов на Шестом межрегиональном конкурсе изделий народно-художественных промыслов и сувенирной продукции Правительства Вологодской области.

Эмалевые художественные покрытия сегодня основаны на использовании особой стекловидной массы, которая наносится на поверхность изделия и обжигается в специальных муфельных печах. После обжига эмаль прочно приправляется к металлической основе и образует твердую декоративную блестящую поверхность.

Современная эмаль представляет собой кремниевый сплав, содержащий окислы калия, натрия и другие компоненты. Окрашивается этот сплав в тот или иной цвет в зависимости от включения в него окисей различных металлов. Например, различные оттенки красного цвета образуют определенные соединения золота, окиси железа и хрома.

В желтый цвет эмаль окрашивается благодаря введению в нее трехокиси сурьмы, соединений серебра; в синий и голубой — окиси кобальта; в черный — окиси иридия и марганца. Помимо цветовой градации, палитра эмалей делится на прозрачные и так называемые опаковые — непрозрачные эмали.

Мастера, владеющие секретами промысла, сегодня создают: ювелирные изделия и предметы быта: колье, серьги, браслеты, кольца, медальоны, шкатулки, коробочки с орнаментальной и сюжетной росписью по эмали; филигранные арки; панно, визитницы, шкатулки с изображением памятников архитектуры; изделия церковной тематики: иконы святых покровителей, именные иконы, семейные и прочие (пишутся по канонам православной церкви); благодарственные письма, грамоты, дипломы, статуэтки, медали, значки, брелки с фирменным логотипом и наименованием.

Творческая Мастерская «Вологодская финифть» сегодня

В процессе подготовки эмалевых сплавов к нанесению их на поверхность изделия и последующему обжигу куски (слитки) эмали тщательно дробят в металлической ступке. Затем растирают в каменной (агатовой) ступке до кондиции мельчайшего порошка, подобно тому, как в старину растирались пигменты красок. Чтобы порошок не распылялся, он обязательно смачивается. Перед нанесением эмалевой массы поверхность изделия обжигается, что позволяет предотвратить ее коробление в момент последующих многократных обжигов, а затем отбеливается.

Этап обжига самый сложный в эмальерном деле, он требует большого опыта, специальных знаний и определенного художественного чутья. Значительная часть сплавов имеет различные температуры плавления, и для того, чтобы избежать выгорания эмалевого покрытия, обжиг начинают с самых тугоплавких. Как правило, мастера делают многочисленные пробы обжига отобранных красок. Только пробные обжиги дают возможность более точно подобрать необходимый цвет, поскольку в процессе плавления некоторые эмали изменяют интенсивность своего цвета и приобретают новые оттенки. Нанесение и обжиг эмали даже одного цвета производится чаще всего в несколько приемов.

Первый слой выполняет грунтовочные функции, по нему проверяют, как эмаль растекается по поверхности вырезанного для нее углубления в металле.

Последующими слоями восполняют усадку эмалевой массы при плавлении и доводят уровень покрытия до верхнего края перегородок или поверхности металла. Иногда сверху наносится фондон — защитный слой бесцветной эмали.

В качестве основания для росписи по эмали используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны. Эмалевый грунт, представляющий собой смесь растертой в порошок белой эмали с водой, наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 градусов, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в процессе росписи, ее оборотная сторона покрывается эмалевым слоем, называемым "контрэмалью".

Роспись пластинки начинается с рисунка, который выполняется сначала на бумаге. Затем под него подкладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру прокалывается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу.

Для росписи по эмали используются огнеупорные краски. Они готовятся из тщательно растертых пигментов, смешанных со скипидаром и лавандовым или скипидарным маслом. Каждая краска имеет определенную температуру плавления и при обжиге изменяет свой первоначальный цвет.

На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается "подмалевок"- наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается.

В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг.

Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, изготовленная из метелла, она изготавливается ювелиром. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение.

В заключительной стадии живописное изображение иногда покрывается защитным слоем фондона.